Возвращение на воду: часть первая.

Сборы в Лиексе
Этим летом, спустя долгое время, я вернулся в роль бады, инструктора, организатора туров и готовлюсь освоить новую для себя дисциплину во фристайле. Причин столь долгого перерыва было немало, но из них можно выделить три основные: работа, травмы и общая усталость от каякинга (как ни крути, любимое дело рано или поздно начинает надоедать). Но, не смотря на всё это количество отмазок, я смог вернутся на бурную воду с прежним энтузиазмом и задором. И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и мыслями по этому поводу.

Коли основных причин было названо три, то разделим эту статью на три части и добавим итоговый абзац с анонсом новых статей.

Работа

Работа — причина, которую я считал главной, но которая оказалось иллюзорной.

Работа – неотъемлемая часть нашей жизни, которая в данной ситуации дает нам возможность путешествовать, покупать снаряжение и заниматься любимым видом спорта, но взамен она забирает твое время, бодрость, гибкость и возможность кататься много и где захочешь. Понимаю, что говорю банальные вещи, но дайте мне шанс уточнить мои мысли и рассказать об этом по подробнее.

Такое понимание, как ни странно, пришло ко мне не сразу, так как мне было не с чем сравнивать. В тот момент, когда каякинг поглотил меня целиком, я жил в другом формате и не понимал многих истин и причин. Я работал столько и так, чтобы мне хватало на моё новое и главное увлечение, чтобы быть на бурной воде не меньше 200 дней в году, а в остальное время скучать в городе, халтуря на очередную поездку.

Дело в том, что раньше я работал в магазине альпинистского снаряжения продавцом, на приятных условиях, а также инструктором в каяк-клубе, мог по полгода проводить на бурной воде и не беспокоится о завтрашнем дне, ведь для меня главной целью в жизни был прогресс во фристайл каякинге (амбиции тоже зашкаливали). И, наверное, можно было продолжить жить так и дальше, но всё это хорошо по молодости, когда тебя ничего не держит, а твои ответственности очень ограничены. Ты подрабатываешь, чтобы хватило на жизнь, а главное на каталку и побольше, во многом себе отказываешь, не имеешь сбережений и случись что-то нехорошее, ты можешь оказаться в очень плохом положении, но тебя это не беспокоит, ведь каяк всегда с тобой, а твои кореша тебя поддерживают, любители/новички/знакомые завидуют и восхищаются твоими возможностями, беззаботностью и свободой, но это только картинка. Я жил в таком стиле долгое время после окончания института, пока однажды не прозрел, посмотрев на свою жизнь со стороны и прикинув, что меня ожидает лет так через десять – пятнадцать. Как следует поразмыслив, посмотрев на живые примеры и оценив перспективы, я ужаснулся и понял, что пора что-то менять, пока эта «лжерайдерская» кайфовая жизнь не завела меня в тупик социальной лестницы.

Перерыв между тренировками
Перерыв между тренировками

Картинка райдера, в начале моей «карьеры», меня манила и казалась чем-то абсолютным и идеальным, именно так я думал прожить как можно дольше. Много тренируешься, путешествуешь, подрабатываешь тренером и продавцом, поддерживаешь свою «популярность» и доказываешь спонсорам какой ты хороший и обязательно покажешь им это на деле, чтобы они дали тебе снаряжение и помогли чем-нибудь ещё. Экономишь на себе, живёшь как бомж на плейспотах, путешествуешь автостопом и рекламируешь снарягу. Чувствуешь себя некой ходячей рекламой, а постепенно и сам перестаешь себе верить. Но время идёт, молодость проходит и часть других перспектив, которые прошли мимо тебя, улетучиваются и ты начинаешь задумываться.

Первые звоночки неудачной инвестиции в будущее начали поступать ко мне, когда я в очередной раз посыпался и у меня повылезали травмы (о них позже). Когда у тебя вылезает весь этот набор травм, которые надо срочно лечить, иначе дальше нельзя, а у тебя в кармане только на ещё чуть-чуть покататься или потусить, то приходится заставлять себя идти на работу, копить деньги и сидеть дома, завидуя тем, кто сейчас на воде, тем, кто спокойно живет и работает и может позволить себе покрыть форс-мажоры со своим здоровьем, купить снаряжение на собственные деньги и выбрать куда поехать в свой заслуженный отпуск. Ты начинаешь париться, стараешься принять решение, что делать дальше, а твоя идеальная картинка «райдерской жизни» рушится. В те моменты, когда ты понимаешь, что если бы ты нормально работал и катался в удовольствие для себя, то всего бы этого не нажил (проблемы со здоровьем, долги, сложности в личной жизни), то начинаешь думать о смене стиля жизни, жаль только амбиции не отпускают, благо они в итоге уступают здравому смыслу, когда ты взрослеешь, но до этого ещё надо дожить.

И в тот прекрасный момент, когда борьба амбиций со здравым смыслом заканчивается победой второй команды, ты оказываешься у чистого листа и на начальном отрезке своей жизни. С богатым прошлым, интересными историями, но с туманным будущем. Главное, чтобы это произошло не слишком поздно и вообще произошло.

В тот момент, когда я активно взялся за свою карьеру и начал работать, а не халтурить на разных подработках, у меня ещё оставались мечты и предположения, что я смогу продолжить свою «райдерскую жизнь» в более упрощенном варианте. Но, когда ты в начале своего пути, это занимает всё твоё свободное время, силы и энергию. Ты потихоньку начинаешь отдаляться от всей этой тусовки, перестаешь посещать соревнования, быть в теме последних трендов, новостей и сплетен. Ожидаемо, все твои кореша начинают отдаляться тоже, у вас нет больше общих тем и интересов, связанных с последними тусовками и стартами на бурной воде, ведь тебя там нет и ты уже не в теме. В первое время это очень напрягает и огорчает. То, как ты быстро уходишь в тираж, очень сильно ударяет по тебе. И тут даже дело не в самолюбии и чувстве собственной важности, а в том, как быстро то, что ты решил отпустить, уходит от тебя. Это был целый отрезок моей жизни в пять лет, когда я жил только какингом, посещал большинство важных стартов, бил собственные, и не только, рекорды, проводил месяцами на известных и крутейших плейспотах мира. Когда все это в один момент становится прошлым, которое хочется, но нельзя, возвращать, ведь ты видел перспективы, то становится действительно грустно и хочется не делать всех этих полумер вовсе, а отсечь все сразу и бросить, чтобы уже не тревожило.

Наша сборная на ЧМ 2013 года
Наша сборная на ЧМ 2013 года

Именно поэтому, после своего удачного 2014 года, где я выиграл кубок России и практически пробрался в топ-20 на чемпионате Европы, мне было так сложно снова начать соревноваться, после большого перерыва, потери формы и всплывших травм. Я попытался подготовиться и выступить в 2015 году, но стало ясно, что я уже не огонь и с тех пор на соревнованиях вы меня видели только на берегу, если я вообще их посещал. Я понимаю, что это крайности, но я именно человек крайностей, из-за этого я провел пять лет в лодке, не вылезая, и именно из-за этого потом исчез из каякинга вовсе.

Я, конечно, организовывал тренировочные выезды (в ограниченном количестве) и иногда ездил с друзьями в Уганду, но сроки и продолжительность этих поездок кратно отличалась от моего прежнего формата. В этот момент мой внутренний конфликт вошёл в пик, ведь я привык кататься много и продуктивно, но теперь этого не получалось сделать. Старые подходы и методы не работали, мне казалось, что я стал кататься хуже (хоть это оказалось и не так). Настроение портилось, желание падало и каякинг стал приносить меньше радости. Я перегорел. А всё из-за того, что я пытался быть профессиональным спортсменом с их амбициями в формате три выезда в год, что просто невозможно само по себе. Но этого понять и увидеть со стороны я тогда не мог. Таким образом мой любимый спорт был рядом, но увядал и переставал приносить радость и интерес из-за отсутствия времени и сил.

НО! Моя работа приносит мне удовольствие, тут свои свершения, вызовы и сложности, свои достижения, трудности и радости. Я не жалел и не жалею о своем выборе, ведь на данный момент я знаю, что иду правильно и рациональной дорогой, ведь именно рациональности мне не хватало когда-то, чтобы не допускать ошибок и быть счастливым.

Из-за этих факторов я не собирался ничего менять и даже не делал попыток, просто потихоньку охладевал к любимому спорту, усердно работал и продолжал жить дальше. И, как бы это не было странно, помочь вернуть любовь и азарт к каякингу мне помог долгий перерыв, в следствии травмы. По причинам которой, пришлось почти на полгода не садится в лодку (ожидание операции, операция, реабилитация). Вкупе со свободным временем, чистой головой и анализом всего происходящего я смог пересмотреть и понять, что именно мне нравилось в каякинге и чего я хочу получать от него. Именно благодаря долгому перерыву, у меня сформировалось это мнение и понимание, которое я описал выше, я смог понять причины, которые завели меня в этот тупик.

Но если о всех причинах и следствиях я написал выше, то следует подвести повествование этой главы к итогам.

Моей основной проблемой, которая привела к охлаждению к каякингу была вовсе не работа, а отношение к самому каякингу, мои личные амбиции и мечты. На старте своей «карьеры» каякера я старался всё успеть, нагнать сначала российских, а потом и мировых райдеров. И если российский уровень фристайла ещё можно было нагнать (кстати, он растет год за годом, что приятно наблюдать со стороны и радоваться за наших ребят), то мировой уровень нагнать было просто невозможно. Вспоминая мировые старты, когда объявляли мой хит, я стартовал в одном улове с каякерами, которые начали кататься в 11-13 лет (на 10 лет раньше меня, а то и больше) и с тех пор постоянно проводят время в тренировках и работе на бурной воде, ведь они живут рядом со спотами и не нуждаются в таких инвестициях как я, которому приходилось все свободные деньги тратить на поездки на эти самые споты, а в свободное от денег время тренироваться на гладкой воде. И хоть мне и удавалось иногда объехать даже таких участников, всё равно этого было недостаточно, и с каждым годом расстояние между элитой и мной не уменьшалось, а новых серьёзных спортсменов только прибавлялось, это не давало мне покоя, подзадоривало, но в итоге это также повлияло на то, что я перегорел. Само отношение и не видение проблем и сложностей в этом виде спорта повлияло на то, что я свои неудачи начал перекладывать на другие причины, такой причиной когда-то оказалась и работа, ведь я думал, что она стала отнимать у меня больше времени и теперь я уже точно не нагоню соперников и не смогу удерживать свою форму и прогресс.

Фотография со стройки нашего нового магазина
Фотография со стройки нашего нового магазина

Только после того, как я оценил свои перспективы и снял розовые очки, я понял, что всё намного проще и трудности в первую очередь связанны с тем, что этот спорт слишком молод для нашей страны и нагнать тот уровень, который задан в странах, где каякингом занимаются уже не первые поколения, где есть своя фундаментальная тренировочная база, огромное количество плейспотов и все необходимые условия для обучения и роста в этом виде спорта. А мы в свою очередь проживаем своё становление и развитие, немного отставая, но заметно и быстро пытаясь нагнать. И это действительно классно, у нас свои особенности рек, свой климат и условия, но мы учимся и становимся лучше и пусть я буду из того поколения, которое одно из первых осваивало сложные трюки и пыталось передать их следующим каякерам, из того поколения, которое помогало развить и продвинуть этот спорт, пусть я не стану чемпионом мира, но сделаю всё возможное, чтобы этот чемпион однажды появился и в нашей стране.

У меня есть рычаги для этого и теперь именно это приносит мне удовольствие и радость, у меня есть любимая работа – свой магазин, который предлагает всё необходимое снаряжение, я тренирую в клубе, где обучаю всех желающих освоить фристайл каякинг и я снова возвращаюсь на бурную воду, но теперь на каноэ, чтобы вновь испытать сложности в изучении и освоении новых трюков, чтобы попробовать открыть этот вид спорта с новых сторон и граней.

Когда ты наделяешь свою работу и увлечение смыслом, то становится намного приятнее и интереснее жить и делать то, что когда-то начало тебе надоедать. В планах так много всего хорошего, о чем не хочется говорить, чтобы не спугнуть и не сглазить, но хочется сказать одно, что я и наша команда будет делать всё, чтобы наш спорт становился популярнее и проще, а как это будет вы увидите в ближайшем будущем.

Конец первой части.

Васильев Стас

 

 

Оставьте ответ

Ваш email не будет нигде опубликован.